Библиотека — гарант цивилизованности общества

Библиотечный портал Кемеровской области

Культурный туризм

Памятник А. С. Пушкину

Кемерово
Кемеровская область, г. Кемерово, пл. Пушкина на Карте

Это самый любимый кемеровчанами памятник, и самый загадочный, как оказалось.

В госархиве области — всего три документа и одна радиозапись праздника открытия, а ведь наш памятник А.С. Пушкину — единственный за Уралом.
Официально история нашего Пушкина началась с решения облисполкома в 1949-м: на волне патриотизма в честь 150-летия рождения поэта областные власти пообещали установить памятник. Пообещали и, как часто бывает, забыли.
Поиск подходящего произведения искусства и достойного мастера продолжался несколько лет. Остановили свой выбор на скульптуре Матвея Генриховича Манизера. Решение исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся от 26 марта 1953 года: "Утвердить представленную Кемеровским горкомхозом смету и проект на строительство памятника Пушкину в сумме 374 395 рублей". Из сметы явствует, что памятник отгружался в 1953 году со станции Москва-Сортировочная, что его сопровождали столичные специалисты и рабочие, которым выплачивались командировочные.
Открытие памятника состоялось 6 ноября 1954 года, а потом началась путаница. В каталоге памятников области записано, что наш Пушкин установлен в 1954 году, авторы — скульптор М. Манизер, архитектор В.Е. Шалашов. А вот на гранитном боку - "... открыт в 1964 году". В музее сохранились фотоснимки этого события. На них ясно видно, что событие происходило на фоне лозунга: "Да здравствует 37-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции". Так что сомнений в дате быть не может. Хулиганы выломали фрагмент постамента, и мастер, который ставил "заплатку", ошибся на десять лет.
В смете облсовета на установку памятника, в радиозаписи праздника отсутствует фамилия уже тогда популярного скульптора, удачливого создателя "Ленинианы" Матвея Манизера!
Почему честолюбивый Манизер не стал героем дня? Ведь он упорно участвовал в советских конкурсах — на лучший проект памятника Пушкину в Ленинграде (первенство уступил Аникушину). Свой барельеф Пушкину, установленный в 1937 г. у Черной речки, на месте дуэли поэта, Манизер расценил как начало большой "Пушкинианы". К 1948 году у него скопилось в мастерской больше десятка разных Пушкиных... Наконец его "пушкинский" час настал: в 1949-м сразу три манизеровских Пушкина торжественно разъехались в музей городской скульптуры в Ленинград, на вокзал в город Пушкин и в фойе Государственного академического Малого театра. Четвертый появился в Кемерове и много лет был бесфамильным.
Нашего Пушкина сверили с фотографией гипсового Пушкина из МХАТа, теперь мы точно знаем, чьим близнецом он является. Между прочим, оба варианта отображают поэта в натуральную величину.
Так почему же замалчивали имя автора, путались в датах?..
Вот что рассказал председатель совета ветеранов (в 1954 г. — секретарь горкома партии по идеологии) Георгий Корницкий: "Во время войны скульптуру вывезли из Ленинграда. Много позже, когда случайно обнаружили ее на складе, — решили поставить на площади". Нам эта версия кажется более правдоподобной. И смете она не противоречит, как ни странно. Быть может, Манизер признал потерянное "дитя" не сразу. А, признав, защитил. Так, в 70-х наши власти захотели Пушкина увеличить (очень он интерьерный и жалкий им показался на площади). Увеличить — значит, манизеровского Пушкина передать в одну из школ города, в вестибюль. А на площадь поставили бы копию. Но к тому времени Матвей Манизер умер, и большого Пушкина отдали бы делать местным мастерам. Нам повезло: вдова эксперимент запретила — в память о муже. И поэте, конечно...".
Научный работник музея историк Любовь Федоровна Кузнецова попросила Диану Ивановну Балибалову рассказать все, что она помнит о площади Пушкина пятидесятых годов. И дочь кемеровского летописца сделала это в своём письме подробно, обстоятельно. "Дело в том, — пишет Балибалова, — что было открытие двух памятников Пушкину. Один — это было в 1949 году — представлял из себя бюст на невысоком постаменте, и он стоял у входа в сквер, там, где сейчас площадь Пушкина. А самой площади тогда не было. Была улица Орджоникидзе, на которой еще не было многих кирпичных зданий, а были деревянные. Не было здания, где аптека, не было здания "Гипрошахта", не было здания горисполкома, строились жилые дома, где дом с часами и магазин "Мелодия".
Перед нашим домом вместо "Гипрошахта" был сквер, в центре его стояла статуя шахтера с отбойным молотком, а через дорогу начинался сквер, у входа в который и был поставлен бюст Пушкину в честь 150-летия со дня его рождения. Сквер был вытянут по длине улицы, он был огражден деревянным штакетником, высотой примерно в 1 метр, планки прибиты в виде ромбов.
Бюст был покрашен известью белого с бирюзовым оттенком цвета. Постамент тоже был белый. Там были цветочные клумбы — рос львиный зев, бархотка. Вдоль сквера были скамейки, кусты шиповника, акации, деревьев не было, а если были, то невысокие. Сквер этот был вскоре изменен, так как начали застраивать и формировать площадь, которая стала потом главной в городе, на ней стояла трибуна и проводились демонстрации.
В 1954 году осенью состоялось открытие нынешнего памятника Пушкину и площади его имени. Я при этом присутствовала, хорошо помню. Нас в тот год соединили в обучении с мальчиками, до этого мы, девочки, учились в женской школе № 41 по улице Ермака (где сейчас корпус университета), а мальчики учились в мужской школе № 1 на ул. Н. Островского. И вот в тот день я — уже ученица школы № 1, 7-й класс "А", пришла вместе со всеми школьниками Центрального района на митинг в честь открытия памятника Пушкину. Было много народу, но площадь еще не была закончена, она была посыпана галькой, памятник стоял закрытый полотном, потом его открыли. Выступали руководители города. Читали стихи.
Но только через два-три года памятник был поднят на насыпанную платформу, оформлена площадь, как сейчас".