Библиотека — гарант цивилизованности общества

Библиотечный портал Кемеровской области

Культурный туризм

Храм Николая Чудотворца

Кемеровский р-н
Кемеровская область, Кемеровский район, пос. Разведчик, ул. Школьная, 36 на Карте

Относится к Храму Димитрия Донского п. Барзас
Настоятель: Протоиерей Максим Мальцев.
Престольные праздники: Николая Чудотворца - Май 22, Декабрь 19.
Материалы Томского и Кемеровского государственных архивов помогли восстановить историю этой сельской церкви.
Она начинается с мая 1912 года, когда из Москвы прибыла в поселок Арсениевский, относящийся к Томскому уезду Томской губернии, походная церковь в честь святителя Николая Чудотворца.
В "Послужном списке" за 1912 год священником значится Василий Алексеевич Георгиевский, 30 лет, сын дьякона. По окончании пастырских курсов, уже будучи диаконом, отец Василий был рукоположен в священники и 15 мая 1912 года назначен на священническую вакансию в поселок Арсениевский. Первым псаломщиком Никольской церкви стал Иосиф Ювженко, двадцати одного года от роду.
Храм, куда по воле Божией прибыли отец Василий и Иосиф, имел 99 десятин "лесной заросли", никаких доходов не приносящей. Утвари тоже было недостаточно. Не хватало книг "для церковного круга", церковная библиотека лишь "заводилась". Все начал наживать приход силами и средствами прихожан. Здание храма так и не было построено, службы велись в молитвенном доме. В акте о передаче ценностей в связи с ликвидацией церкви от 31 января 1930 года значится дом деревянный 15 на 15, избушка 6 на 6 деревянная, колокольня высотой 18 аршин, колоколов на ней было три: один - 10 пудов 15 фунтов, два - в два пуда.
Прихожанами Никольской церкви стали жители соседних деревень: Олениевской, находящейся в версте от поселка, за речкой, Сосновской (в 3 верстах), Бирюлинской (в 4 верстах), Усть-Ербакской и Кайгурской (в 7 верстах находившихся). В 20-х годах ХХ века в состав прихода входили жители деревень: Больше - Карбышевка, Ломовое, Васильевских хуторов.
В приходе по данным "Ведомости о церкви" числилось 351 хозяйство, число душ мужского пола составляло 334. Кроме того, в пределах прихода иноверцев значилось 18 домов с 21 мужчиной, раскольников – 32 с 29 мужчинами.
Православный приход в поселке Арсениевском жил своей размеренной жизнью, увеличивался за счет естественного прироста населения и новых переселенцев. Прихожане все были одного сословия – крестьянского.
Война 1914 года уменьшила количество прихожан мужчин, был призван и псаломщик Иосиф Ювженко, об этом сделана запись в "Ведомости о церкви за 1914 год". Имеются сведения, что И. Ювженко в армии не был, а продолжал служить в других приходах Томской епархии. В 1920 году рукоположен во священника. Пастырская деятельность его продолжалась до 1932 года. В 1937 году батюшка был расстрелян по обвинению в организации "контрреволюционной деятельности".
28 сентября 1915 года исполняющим должность псаломщика Арсениевского храма назначается заштатный псаломщик Симеон Юрьев. В том же году в приходе новый священник – отец Иаков Сырачев. По данным "Ведомостей за 1917 год" новым старостой избран Емельян Шуговитов.
10 июля 1918 года новым настоятелем назначается священник Афанасий Угольников, принятый на службу из Омской епархии. Известно, что с 16 сентября 1918 года псаломщическое место свободно.
Как складывалась приходская жизнь в последующие годы, документальных сведений не имеется. Почему и при каких обстоятельствах покинул приход его последний настоятель, неизвестно. По воспоминаниям старожилов знаем, что в 1920-е годы храм окормляли священнослужители из Барановки.
У новой власти с Церковью отношения складывались достаточно сложные. По новому законодательству необходимо было создавать религиозные общины, устав и регистрировать их в местных Исполнительных комитетах. От общины требовалось брать в аренду национализированные здания храмов и церковную утварь.
20 ноября 1922 года уполномоченный арсениевской общины Петр Мельников подает в Щегловский отдел управления Исполкома заявление с просьбой зарегистрировать общину и ее устав. На обратной стороне заявления надпись: "…община православного вероисповедания при церкви села Арсентьевского не противоречит юридическим нормам советского законодательства в области открытия подобных общин".
Ничего своего у прихода уже не было. Ни 99 десятин земель "лесной заросли", ни колокольни, ни здания, построенного прихожанами на собственные деньги, ни утвари. С властями составляются унизительные договоры, ведется длительная переписка.
В январе 1930 года Кузнецкий окрадмотдел получает выписку из постановления президиума ОКИКа по делу о ликвидации в поселке Арсентьевском Щегловского района церкви и "предлагает объявить решение СКИКа заинтересованным группам верующих, если в установленный срок жалобы со стороны верующих не последует, то надлежит в соответствии с постановлением СКИКа передать здание церкви для культурных надобностей, в противном случае до вынесения постановления ВЦИКом о дальнейшей судьбе этой церкви, здание и культовое имущество изъятию из пользования верующих не подлежит".
31 января 1930 года комиссия в составе помощника начальника Щегловского райисполкома И.П.Лапиной, председателя Арсентьевского сельсовета С. С. Галавацкого произвела передачу ценностей ликвидированной церкви Арсентьевской общины.
Здание было разобрано и продано под магазин, впоследствии под частный дом. Один из колоколов служил в пожарной части поселка Барзас.
Столь кощунственное закрытие церкви в Арсентьевке – лишь одно из многочисленных дел по закрытию храмов в стране. Есть сведения о том, что к 1940 году церковные общины на территории современной Кемеровской области прекратили свое существование.
Почти через 70 лет после ее закрытия, в ходе знаменательной для возрождения Православия в Кузбассе акции – крестного хода с обновившейся иконой святого князя Владимира, на месте бывшего Никольского храма был установлен поклонный крест, совершен молебен. И теперь ежегодно 22 мая, когда Православная Церковь празднует день памяти Николая Чудотворца, к поклонному кресту совершается крестный ход.
27 мая 2001 года в Арсентьевке на пустыре между школой и кладбищем было освящено место под строительство нового храма. Чин освящения совершил благочинный Второго Кемеровского округа протоиерей Дмитрий Мошкин.
В этот же день состоялось первое приходское собрание, на котором был избран Приходской совет, и началось строительство храма. Строили его всем миром, помогали, кто чем мог, находились жертвователи. С 2004 года в храме начали совершаться богослужения. Отделочные работы продолжались до 2007 года. 28 мая 2007 года, в День Святого Духа, к 95-летию прихода, церковь была освящена –чинопоследование совершил Преосвященнейший Аристарх, епископ Кемеровский и Новокузнецкий.
К престольному празднику 2007г. в храм прибыли из Воронежа колокола, отлитые на колокололитейном заводе. Изготовлены они были на пожертвования прихожан и местных благотворителей. 19 декабря, в день памяти святого Николая Чудотворца, 5 колоколов были освящены. На праздник Рождества Христова 2008 года звон колоколов зазвучал над Арсентьевкой.
В мае 2012 года приходу исполнилось 100 лет.

Контактная информация
Тел.: (3842) 60-18-62, 8-913-409-6900
Сайт: barzas.prihod.ru