Библиотека — гарант цивилизованности общества

Библиотечный портал Кемеровской области

Книжная выставка «Золотые страницы классики» (16+)

В Отделе читальных залов Центральной городской библиотеки им. Н. В. Гоголя (ул. Спартака, 11) продолжает экспонироваться книжная выставка «Золотые страницы классики». Литературные шедевры, которыми наслаждаются сотни книголюбов мира, тоже празднуют юбилейные даты со дня их написания. На выставке представлены книги-юбиляры: одна из «жемчужин» отечественной поэтической прозы – повесть «Ася» И. С. Тургенева, уникальный труд выдающегося литератора и историка российской культуры XIX века Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского» и сказочная повесть «Три толстяка» Ю. К. Олеши, посвященная девочке, в которую автор был влюблен.

Многотомному сочинению Н. М. Карамзина, описывающему российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени, в 2018 году исполнилось 200 лет. О труде придворного историографа Николая Карамзина слышали все едва ли не с начальной школы. Н. М. Карамзин был первым, кто рассказал об этой сложной теме доступным языком и, фактически, открыл ее для всех читателей.
1 февраля 1818 года в книжных лавках Москвы и Петербурга появился восьмитомный труд «Русской истории». Огромный для того времени тираж в 3000 экземпляров был раскуплен менее чем за месяц. «Моя История в 25 дней скончалась, не осталось у меня ни одного экземпляра; сверх трех тысяч проданных, требовали у меня еще шести сот… Наша публика почтила меня выше моего достоинства; мне остается только быть благодарным и смиренным», – писал Н. М. Карамзин в письме к одному из друзей.
«…Первые восемь томов Карамзина вышли в свет. Появление сей книги наделало много шума и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего никак не ожидал и сам Карамзин) – пример единственный в нашей земле», – писал Александр Пушкин. Не все приняли карамзинский труд благосклонно. Будущие декабристы, например, обвиняли историка в чрезмерном почитании царской власти. Тем не менее успех был небывалым.
Русская просвещенная публика, прекрасно знавшая историю Древнего Рима, открыла для себя историю собственного Отечества, достойную гордости и почтения.
И вы, наши современники, можете открыть историю государства в многотомных трудах Н. М. Карамзина. На выставке представлены уникальные издания «История Государства Российского: Приложение к журналу «Север» за 1892 г. Это единственное иллюстрированное издание в типографских переплетах. Печатано под наблюдением проф. П. Н. Полевого.
Невозможно не оценить и художественные достоинства произведения. Изысканная проза, изящное изложение ставит данное произведение в число бессмертных произведений русской литературы.
На выставке, в представленном разделе, можно найти информацию и об истории создания романа, интересные факты из жизни Н. М. Карамзина.

Второй раздел книжной выставки посвящен книге, отмечающей 160-летний день рождения. Повесть «Ася», написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник» под заголовком «Ася. Рассказ Н. Н.». Увидев пожилую женщину и совсем юную девушку в окне первого этажа в маленьком немецком городке, Тургенев попытался представить их судьбу… Так, по словам писателя, появилась повесть «Ася». Тургенев работал над повестью с июля по ноябрь 1857 года. Медленный темп написания был связан с болезнью и утомлением автора (редакция «Современника» ожидала повесть намного раньше). Некоторые считают, что прототипами главной героини могли быть незаконнорожденная дочь Тургенева Полина или его незаконнорожденная сестра Варвара Николаевна Житова, чьи судьбы напоминали историю Аси. После публикации своей повести Тургенев с волнением ждал отзывов. Он говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами». П. В. Анненков дал произведению самую высокую оценку, Н. А. Некрасов назвал «Асю» «чистым золотом поэзии». При жизни автора повесть была переведена на многие европейские языки. Перевод на французский язык Иван Сергеевич сделал сам.
Перелистать сам роман можно в книжном издании из ценного фонда библиотеки. Он представлен в полном собрании сочинений, издан в Санкт-Петербурге в 1898 г. Именно там, в 6 томе, опубликована пронзительная история несбывшейся любви и упущенного счастья.
Это первое издание собрания сочинений Тургенева издательство И. Глазунова выпустило в год смерти писателя, в 1883 году. Уже через полгода, весной 1884-го, пришлось делать второе издание, так как тираж первого скоро был весь раскуплен. Собрание очень красивое и редкое. Из предисловия М. М. Стасюлевича: «В ноябре 1882 г., было... приступленно к настоящему... изданию; но ему суждено было окончиться в качестве [первого] посмертного издания. Так как автор успел однако сам пересмотреть все тома, за исключением одного первого тома, определить содержание и порядок издания, сделать дополнения, то и это издание собственно должно быть рассматриваемо, как издание еще пожизненное…»
Второе редкое и уникальное издание, представленное на выставке, датируется 1898 годом. Повесть опубликована в полном собрание сочинений: бесплатное приложение к журналу «Нива». Книга издана в типографии А. Ф. Маркса (Адольф Фёдорович Маркс – русский книгоиздатель и педагог. Основатель издательства, а позднее – акционерного общества «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс».) Настоящее издание представляет собой полное собрание сочинений И. С. Тургенева в 12 томах.
Хотим напомнить горожанам, что в ноябре 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В преддверии юбилея «Российская газета» и Государственный музей А. С. Пушкина приглашают всех поклонников Тургенева принять участие в «народных» чтениях повести «Ася». Он станет логическим продолжением международной акции «Читаем Онегина», в ходе которой поклонники русской словесности из 23 стран мира прочитали знаменитый пушкинский роман в стихах.
Принять участие в проекте «Читаем Тургенева» может каждый. Для этого нужно выбрать один из девяти предложенных отрывков, записать свое чтение на камеру и прислать на адрес konkurs@godliteratury.ru.

Для юных читателей библиотеки представлен роман-сказка Ю. К. Олеши «Три толстяка». В этом году роман-сказка отмечает свой 90-летний юбилей. Юрий Олеша – замечательный писатель, наиболее известный по роману-сказке «Три толстяка». Свое первое большое прозаическое произведение автор написал в 1924 году, а само оно вышло в свет только в 1928 году и получило смешанные оценки критиков. Великий Осип Мандельштам писал о «Трех Толстяках»: «…Между тем «Толстяками» уже зачитываются и будут зачитываться и дети, и взрослые. Это хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции, книга европейского масштаба».
Интересна история написания этой сказки. Однажды в окне соседского дома Олеша увидел девочку-подростка, которая увлеченно читала какую-то книгу. Как оказалось, девочку звали Валя Грюнзайд, а книгой были сказки Андерсена. Очарованный девочкой, Олеша тут же пообещал, что напишет для нее сказку не хуже великого датчанина. И тут же принялся за дело. Набрав в типографии рулоны бумаги, Олеша прямо на полу строчил историю о трех жестоких Толстяках, отважном гимнасте Тибуле и кукле Суок. На первом издании 1928 года, как и обещал Олеша, красовалось посвящение Валентине Леонтьевне Грюнзайд – «юной музе в окне». К тому времени девочка Валя стала девушкой, но замуж вышла не за сказочника, а за его друга – небезызвестного Евгения Петрова. В последующем тираже надпись исчезла.
Обычно Олеша трудился над своими книгами годами, доводя каждую фразу до совершенства. Но «Три толстяка» закончил в рекордные для него сроки за девять месяцев.
Это повествование, романтическое и героическое, едва ли можно назвать сказкой. Здесь нет чудес, каких не случалось бы в жизни, не действуют силы сверхъестественные, волшебные. Это победа народа, свергшего Трех Толстяков, а с ними «царство богачей и обжор».
На выставке представлено издание 1986 г., иллюстрированное художником М. А. Бычковым. Особенность работы Михаила Абрамовича состоит в том, что он выполнил не отдельные «картинки», а из множества разнообразных элементов книжного оформления (форзац, титульный лист, иллюстрации и др.) построил образ волшебного мира Олеши. Художнику удалось передать атмосферу произведения Олеши, особую пластику его языка. Закрыв последнюю страницу этого издания, мы словно физически покидаем город Суок и Тутти, гимнаста Тибула и доктора Гаспара и других персонажей этой истории. Потому что художник рассказал ее вслед за писателем, рассказал пером и цветным карандашом очень подробно.

Ждем наших горожан на выставке, которая продлится до конца ноября, после чего вас будут ожидать новые книги-юбиляры со своей историей и интересным захватывающим сюжетом.


Л. П. Максимова, нач. Отдела читальных залов ЦГБ им. Н. В. Гоголя,
тел. 74-46-91