Герои книги «100 знаменитых новокузнечан»: Эдуард Зеленин
Поддержка проекта осуществляется в рамках благотворительной деятельности, на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова.
В первой декаде октября 2015 года в Новокузнецком художественном музее (Кирова, 62) в рамках проекта «Творим историю вместе» прошли встречи, посвященные творчеству уникального русского и французского художника, нашего земляка Эдуарда Зеленина. Вместе с партнерами проекта – учащимися «Лицея № 111» мы посетили международный выставочный проект «Эдуард Зеленин (1938-2002). Возвращение шедевров».
Коллекция, которую, исполняя завещание художника, привез в город польский меценат (он приобрел большую часть шедевров у сына Эдуарда Зеленина), является самой крупной по количеству работ художника.
Экспозиция начинается с картины «Конверт», имеющей глубокий внутренний смысл в контексте биографии художника и его причастности к нашему городу. Эйфелева башня, расколотая на две части символизирует жизнь художника до иммиграции и после. Купола церквей за уголками конверта – своеобразное приглашение на выставку в родном городе, о которой Эдуард Зеленин долго мечтал при жизни.
В начале встречи нам показали уникальные фотографии, иллюстрирующие биографию Э.Зеленина. Мы увидели его детские фото, узнали фрагменты личной жизни художника. Родиля художник в Сталинске, так в 1938 году назвался город Новокузнецк. Мама, одна воспитывающая Эдика, работала на КМК, водила паровоз с металлом. Жили они на улице Бардина-6, позднее – на улице Кирова-33 (совсем рядом с нынешним Лицеем № 111). Рисовать Эдик начал в 12 лет, занимался в изостудии Дворца пионеров (1950-1954), позже в художественной школе Свердловска (1954-1957). Образование получил в Ленинградской художественной школе при АХ СССР (1957-1959), откуда через год его выгнали вместе с Михаилом Шемякиным и Олегом Григорьевым. Тогда он вернулся в Новокузнецк и прожил здесь еще 10 лет, участвовал в городских выставках, занимался творческой и педагогической работой при Кузнецком доме пионеров (1960-1970). Подписывал картины «ЗЭД», так его и прозвали друзья-художники. В Новокузнецке он расписал керамические панно для магазина «Дары природы», изготовил керамические рельефы административного корпуса шахты «Зыряновская», керамические блюда для гостиницы «Новокузнецкая». Многие работы того времени не сохранились.
Но кое-что мы увидели на выставке: работы, так называемого, «новокузнецкого периода» - «Мотылек», «Маска», «Перчатка», «Маргаритка», «Телефон» и др. Этому периоду в творчестве художника свойственна выпуклая фактурная манера письма, похожая на «завиток барашка», на «отслоившуюся краску». Обыденные предметы на полотнах существуют, как вне законов гравитации и пространства: висят в воздухе. В этот период на картинах Зеленина уже появляется Яблоко, как символ краткости Жизни и мимолетности Красоты (картина «Мотылек»).
Живя в Новокузнецке, художник не терял связи с друзьями из Москвы и Ленинграда, ездил на выставки, участвовал в подпольных выставках, выставках в кафе «Синяя птица». В 1964 г. он участвовал в скандальной выставке художников Эрмитажа. В 1970 году навсегда уехал из Новокузнецка в Москву, изредка навещая родной город и друзей. Начинает изучать древнерусское искусство, меняется стиль живописи: работы обретают новые, более светлые, сочные краски, становится гладкой манера письма. Здесь уже видны элементы сюрреализма. Меняется и внешний облик самого художника, он сближается с объединрением нон-конформистов, отращивает длинные волосы и усы, носит брюки клеш. В работах этого периода появляется еще один характерный элемент художественных полотен: купола монастырей и церквей, как продолжение вечной для художника темы Жизни и Смерти, сиюминутности Жизни и Красоты.
Работы Зеленина начинают экспонироваться на выставках художников-нонконформистов (Лугано, Бохум, Вена), картины охотно покупают коллекционеры. На выставке, которую мы посетили, представлена картина того периода «Владимирская Богоматерь», изначально купленная Мстиславом Ростроповичем.
В 1970 г. Зеленин поселился в деревне во Владимирской области (1971-1975). 15 сентября 1974 г. принял участие в печально известной «бульдозерной выставке» в Измайлово, где представил картину «Махаон». После этих событий вынужден был эмигрировать через Вену в Париж (1975 г.).
На Западе художник окунулся в атмосферу свободы, начал много писать. Стилистически стал тяготеть к авангарду. У него появляются работы в стилистике русского лубка.
Живя в Париже, художник принял участие в более, чем 40 выставках в разных городах страны и мира, приобрел популярность. В 1984 году он делает перерыв в выставочной деятельности, начинает больше писать. Стилистически его работы приближаются к авангарду, в них становится больше артистизма, красочности, образности. Палитра художественных образов обогащается: на картинах, кроме символичного Яблока, появляется Гранат. В работе «Владимирская Богоматерь» раскрытый Гранат опять напоминает нам о расколотой на две части жизни художника: ему кажется, что на чужбине он никому не нужен. В этот период он писал: «Я скучаю по Сибири, Новокузнецку, тайге... все тянет увидеть наши сибирские реки, тайгу, снег!». Ностальгические настроения художника отражаются в его творчестве, в поздний период Зеленин пишет несколько мрачно, даже депрессивно.
В 1988 г. по приглашению академика Д. Лихачева Э. Зеленин приезжает в Москву, Ленинград и Новокузнецк. Родному городу дарит 5 своих произведений (Новокузнецкому художественному музею). С одной из них – литографией «Дама в шляпе» - Министерство связи в 1989 г. выпустило почтовую марку.
Завершала наше знакомство с творчеством Эдуарда Зеленина картина «Яблоко матрицы» с изображение рассеченного пополам огромного Яблока, большая часть которого окрашена в мрачный цвет и символизирует жизнь в любимой стране – на Родине, которая его не приняла и изгнала, а меньшая – яркая и цветная – жизнь во Франции, где он так и не обрел подлинного ощущения Отчизны.
Эдуард Зеленин похоронен на парижском кладбище Пантен. Сегодня во Франции живет только его дочь.
Увлекательная встреча с шедеврами никого не оставила равнодушным.