Библиотека — гарант цивилизованности общества

Библиотечный портал Кемеровской области

Смотрим в книгу с «Вдохновением» – «Маленькая Злая книга» Магнуса Миста (6+)

Сегодня мы будем смотреть в книгу не только с вдохновением, но и со всей возможной палитрой чувств. Все потому, что книга у нас в обзоре необычная. Мы испытаем удивление и восторг от идеи этого печатного издания. Нам будет радостно и смешно на одних страницах, противно – на других, мы будем умиляться от одного персонажа, дергать бровью и кривить рот – от другого. А еще, вполне возможно, мы будем злы, потому что перед нами хоть и маленькая, но «Злая книга», которая не оставит шанса сохранить спокойствие и равнодушие ни одному читателю.
Итак, вашему вниманию «Маленькая Злая книга». Это серия, в которую пока входит шесть книг (6+), (12+), а также книги «Головоломки», «Адвент» и еще отдельные три части с пометкой «Не для маленьких пупсиков». В библиотеке «Вдохновение» пока есть два экземпляра: первая часть (6+) и вторая часть (12 +). «Злая книга» обращает на себя внимание. Как только она поймала ваш взгляд, рука тут же тянется – хочется прикоснуться, взять, открыть. Но, знаете, что? Впечатлительные особы с богатой фантазией сразу почувствуют себя героями фильма-ужастика, где непременно должно случиться что-то страшное, конечно же, с тем, кто возьмет эту книгу. Только от этих мыслей станет чуточку страшно, смешно и любопытно – вот! Книга уже начала работать! Да-да, она хитрая. Именно поэтому «Злые книги» в библиотеке по прописке только числятся, фактическое место проживания они постоянно меняют. Книги пользуются невероятным спросом, их ждут, просят отложить и интересуются о следующих частях.
Полгода один библиотекарь обходил «Злую книгу» стороной, не поддавался на ее провокации и коварный призывающий взгляд с обложки. В промежутках между путешествиями с читателями «Злюка» так и намекала: «Ну, вы будете брать или нет?!» Библиотекарь колебался, ставил книгу на полку и мысленно отвечал: «Нет!» В конце концов она победила и попала в очередные гости и в этот эмоциональный обзор.
«Злую книгу», реальный бестселлер, переведенный на одиннадцать языков мира, написал немецкий писатель Магнус Мист. Это «живая» книга с характером и голосом. Она говорит с читателем на каждой странице, и читатель начинает говорить с ней и выполнять задания. Да, главная фишка книги – это «голос» и квесты, задания, загадки, которые нужно выполнять, прыгая со страницы на страницу. Ну как такое не понравится детям?
Гениально! Фанатами «Злой книги» становятся девочки и мальчики.
«Злая книга» по легенде мечтает стать самой вредной книжкой на свете, так себя и ведет, то и дело она спрашивает читателя, не боится ли он заглянуть на следующую страницу, ведь тааааам будет оооочень страшный секрет, тайна, вопрос, задание…и все это нужно выполнить. Разумеется, читатели все как один смелые и охотно листают все дальше и дальше. Книга юморит, и дети понимают этот юмор. А вот взрослым может показаться, что написана какая-то глупость. Об этом же говорит и переводчик Галина Бабурова в этой статье.
Мы нашли тех, кто стал фанатом «Злой книги» с первого взгляда. Вот, полюбуйтесь на умницу и красавицу Арину. Ей 9 лет, она самостоятельно читает книги, вместе с мамой Татьяной собирают домашнюю библиотеку. Как-то раз учительница предложила всему классу принести свою любимую книгу и рассказать о ней. Одноклассник принес «Злую книгу», и это был ее звездный час. С тех пор Арина, да и не только она, собирает всю серию. Один библиотекарь попросил Арину и ее маму поделиться впечатлениями от «Злой книги» в аудиоформате.
Арина Мягкоступова, книголюб и фанат «Злой книги»: Мне нравится эта книга, потому что она разговаривает с тобой, а это единственная книга, которая так умеет, насколько я знаю. В книге поставлена цель, мы ее добиваемся каждый раз. Очень прикольно ее читать. По второй части мы делали шапочки из фольги, это было очень прикольно. Там страшные истории. Я читаю 6 часть, там много героев, мне очень нравится. Например, в 5 части сам автор попал в «Маленькую злую книгу». Это классная затея, очень интересно, книга затягивает.
Мама Татьяна: Эта книга чему-то учит или она просто хулиганистая?
Арина: Сейчас подумаю… Оба варианта. Каждая часть по-своему учит чему-то. Фантазировать учит.
Мама: В книге много задачек?
Арина: Очень много логических задач. Есть даже специальная книга «Злая маленькая книга. Головоломки». Я ее еще не начинала читать, но там каждая страничка в загадках. Мозг нужен, чтобы это все прочитать. Мне хочется читать и читать дальше, а потом перечитывать.
Арина запустила «цепочку чтения» и подарила комплект «Злых книг» двоюродному брату. И там возникла любовь с первой страницы.
«Злую книгу» передают друг другу, просят родителей скупить всю серию, дарят на праздники, а самое главное – читают. Эксперты так и говорят – это лучшие книги для нечитающих детей! И если ваш ребенок совсем не читает, а вы бы хотели это изменить, можно воспользоваться такой книгой – «уловкой», которая обязательно поможет «расчитаться». А уж тем более, если ребенок сам проявил инициативу и принес книгу домой, позвольте ей задержаться и посмотрите, что будет.
Специалист по детскому чтению и писатель Зульфия Абишова советует не критиковать книжный выбор ребенка, а напротив, поинтересоваться, чем он ему интересен. Кстати, Зульфия Абишова дала термин книгам такого рода – «книги-крючки». В своей книге «Детское чтение без принуждения» она пишет: «Как очевидно из названия, задача «книжки-крючка» – «зацепиться» за читательский интерес ребенка… Главное и единственное требование к «крючку», исходя из его функций, – привлекательность с точки зрения того, кто его выбрал. Забудьте о глубоких и важных текстах, эстетических иллюстрациях, рекомендациях специалистов, качестве печати и других высоких представлениях о том, какой должна быть хорошая детская книга. Если она по каким-то неведомым для вас причинам нравится детям, считайте, это уже успех. Во-первых, потому что таким образом в голове ребенка разрушается укрепившаяся ассоциация «чтение=скука», а вместо нее появляется новая нейронная дорожка «чтение=удовольствие». А во-вторых, когда «крючок» будет проглочен, можно медленно «вытягивать» рыбку, предлагая ей похожие, но более качественные книги, ориентируясь, опять же, на предпочтения ребенка».
Кстати, один библиотекарь (он же филолог, журналист, и дважды мама) прочел «Злую книгу 2» от корки до корки. И готов поделиться своей субъективной оценкой. Книга хоть и «злая», но очень эстетичная. Плотная бумага, страницы стилизованы под старинную бумагу, много иллюстраций, которые хочется рассматривать, даже если они противные. В самом деле интересно «прыгать» туда-сюда и выполнять разные задания: считать, загибать уголки книги (да простят меня библиотекари) и стремиться к финалу, потому что очень любопытно, к чему все же ведет «Злая книга». На первом этапе чтения было возмущение: «Ну что писать больше не о чем, кроме как про ковыряние в носу, козявки, отрыжки! Я такое своим детям покупать не буду!» Затем, когда текст стал перерастать в нечто художественное, ловишь себя на мысли, насколько хорош перевод, какие удачные выбраны слова и обороты. Ну и финал – удивил. Книга не такая уж и злая. В конце она говорит своему смелому и любознательному читателю о правильных вещах. Поскольку книга (12+), своим маленьким детям читать я ее не стала, только удовлетворила любопытство, рассказав, что эта книга хочет стать самой злой и разговаривает со своим читателем, просит выполнить разные задания, например, спрятать ее под подушку. Сын целый день носил книгу по дому, разговаривал с ней и на ночь спрятал под подушку, сказав, что теперь это его любимая книга. Не удивительно – детям такое нравится.
Пожалуй, подрастут, можно будет и купить, если попросят (один библиотекарь тихонько хихикает).
А почему детям во все времена интересны страшилки, есть ли вред или польза от таких книг, мы спросили мнение детского психолога Елены Савенковой. Ее полное интервью можно почитать здесь.
Елена Савенкова, детский психолог: «Страх – естественная реакция организма. Дети должны понимать, что чувствуют, правильно реагировать и оценивать ситуацию. Чувствовать страх – это даже полезно, тем более, когда это чувство не отражает прямую угрозу. Если же постоянно оберегать ребенка от этих эмоций, ограждать от страшных явлений, то в дальнейшем ребенок просто не будет готов в реальной жизни встретиться с неприятностями. Конечно, у всего должна быть мера. Обязательно нужно придерживаться возрастных границ. С 6–11 лет вполне можно разрешать читать и слушать страшилки, но ориентируйтесь на личные особенности детей. Если ребенок слишком тревожный, чувствительный, то не злоупотребляйте частыми просмотрами и чтением ужастиков. Обязательно обратите внимание на то, как реагирует ребенок на услышанное и увиденное. Появились ли ночные кошмары, беспокойный сон, появление новых страхов, перемена настроения, апатия или же, наоборот, возбужденное состояние. Помните, что любые «ужастики» могут быть в жизни ребенка. Это как необходимый этап развития и познания окружающего мира. Но все должно быть по возрасту и в разумном количестве».


Сосновская Н.С., главный библиотекарь детской библиотеки «Вдохновение», член Союза журналистов РФ, тел.: (3843) 61-17-27
Фото автора.