Семинар для сельских библиотекарей «Инструменты управления проектами: Практическое руководство»

16 октября 2025 года в Ижморской центральной библиотеке им. М.С. Прудникова прошел семинар для сельских библиотекарей «Инструменты управления проектами: Практическое руководство».
Перед началом практикума директор МУК «Ижморская ЦБС» О.В. Фролова традиционно выступила с приветственным словом. Она отметила успешные результаты проектной деятельности за последние полгода и обозначила направления для дальнейшей работы. В завершение своего выступления Ольга Васильевна вручила участникам конкурса красоты «Грибное дефиле» особенные памятные фотографии. Эти снимки, выполненные в уникальном стиле конкурса, стали приятным напоминанием о мероприятии, прошедшем в рамках фестиваля осеннего богатства «Чуклеме».
В продолжение семинара, методист Ижморской центральной библиотеки им. М.С. Прудникова, О.П. Митрохина, обозначила актуальные направления проектной деятельности, основываясь на таких документах, как: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
В ходе работы были детально проанализированы основные компоненты структуры проекта: определение целей, формулировка задач, обоснование актуальности и выявление проблем.
Особое внимание было уделено анализу проблем и поиску эффективных способов их решения. Для диагностики проблем был предложен метод Исикавы (диаграмма «рыбья кость»). Этот метод позволяет разложить сложную проблему на простые составляющие, последовательно задавая вопрос «Почему?». Таким образом, метод Исикавы не только помогает выявить основные проблемы, но и эффективно формулировать цели и задачи для их устранения.
Также в рамках практикума был предложен метод морфологического анализа, который часто называют «ящиком идей». Его идея в том, чтобы разбить сложную проблему на простые части (параметры, функциональные узлы) и придумать как можно больше вариантов для каждой части. Затем эти варианты соединяются вместе, чтобы получить совершенно новые идеи и решения.
На практике этот метод визуализируется в виде морфологического ящика — таблицы. В этой таблице библиотекари исследовали все возможные варианты для решения своих проектных задач. Такой подход эффективно помогает преодолеть ограничения привычного мышления, развивает креативность и способствует поиску инновационных решений.
Таким образом, в результате данного семинара, библиотекари получили эффективные инструменты в работе над проектами, получив возможность не только структурировать свои мысли и анализировать проблему с разных сторон, но и активно использовать креативные техники для поиска инновационных решений, что, несомненно, повысит качество их профессиональной деятельности и позволит более успешно реализовывать проекты, отвечающие современным вызовам и потребностям читателей.