Открытие выставки Елены Яковлевой «Магнит русских усадеб» (6+)

20 февраля в библиотеке им. Д.С. Лихачёва состоялось открытие персональной выставки картин московской художницы Елены Яковлевой «Магнит русских усадеб». Выставка посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941–1945) и 90-летию подписания Пакта Рериха по защите культурных ценностей.
Организаторами выставки выступили библиотека им. Д.С. Лихачёва, Народный музей семьи Рерихов, Новокузнецкое городское Рериховское общество.
Елена Яковлева родом из города Кемерово. В 2000 году она окончила отделение живописи Кемеровского художественного училища, где училась у члена Союза художников России, художника-декоратора Юрия Петровича Демакова. В настоящее время Елена живет и работает в Москве.
Персональная выставка Елены Яковлевой в библиотеке им. Д.С. Лихачёва уже вторая по счету. Первая – «Лики Индии под сводами Священных Гималаев» проходила 2023 году. На этот раз главной темой выставки стали русские усадьбы. Во многих произведениях русской литературы XIX века встречается этот образ – дворянский дом с белыми колоннами, к которому ведет аллея, затененная ветвями лип или берез. «Дворянские гнезда» мы видим и в произведениях Тургенева, и в пронзительных романах Куприна, и в грустных и ироничных пьесах Чехова, и в ностальгических рассказах Набокова.
В своем видеоприветствии художник Елена Петровна Яковлева отметила, что выставка сразу задумывалась как союз живописи и поэзии. Стихи Ольги Слеповой (город Заречный Пензенской области), члена Российского союза писателей, лауреата Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», написанные по впечатлениям от знакомства с культурно-историческими усадьбами, органично дополнили картины Елены Яковлевой.
Открывая выставку, главный библиотекарь, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва Елена Станиславовна Кулакова обратила внимание собравшейся молодежи и взрослых новоильинцев, что художник раскрывает феномен русских архитектурно-ландшафтных усадебных комплексов на примере подмосковной усадьбы Абрамцево, где бывали многие знаменитые отечественные писатели и художники XIX века, псковского родового имения Ганнибалов–Пушкиных Михайловское, пензенской усадьбы Тарханы, пропитанной атмосферой лермонтовской эпохи, «литературной Мекки» – усадьбы Ясная Поляна Льва Толстого, васнецовского «Теремка» в Москве и других.
Часть работ художница посвятила местам, связанным с семьей Рерихов. Это семейное имение Н.К. Рериха Извара в Ленинградской области, имение княгини М.К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, где Николай Константинович расписывал Храм Святого Духа, усадьба Лопухиных в Москве, выбранная С.Н. Рерихом для международного общественного музея имени его отца, имение Рерихов в долине Кулу в Индии и имение С.Н. Рериха «Татагуни» в Бангалоре.
Творческую атмосферу знаменитых русских усадеб Абрамцево, Извара, Михайловское, Ясная Поляна и других помогли почувствовать выступления юных музыкантов и преподавателей Детской школы искусств №55. В исполнении педагогов Натальи Викторовны Кислинской (вокал) и Ксении Николаевны Харченко (концертмейстер) прозвучали романсы «Туча» (сл. А.С. Пушкина, муз. И. Кюи) и «Звонче жаворонка пенье» (сл. А. Толстого, муз. Н. Римского-Корсакова). Гитарные произведения композиторов А.М. Иванова-Крамского и О.Н. Кисилева исполнили ученицы Алена Филатова и Мария Кочеваткина.
Прикосновение к атмосфере русских усадеб прекрасно передали стихи Ольги Слеповой «Михайловское», «Ясная Поляна», «Извара», «Терем В.М. Васнецова», «15 октября в Тарханах». Они прозвучали и в авторском исполнении Ольги Викторовны Слеповой в замечательных видеокомпозициях, и в интерпретации главного библиотекаря библиотеки им. Д.С. Лихачёва Анны Васильевны Ореховой.
Во время Великой Отечественной войны гитлеровская армия нанесла огромный ущерб российскому культурному и историческому наследию, в том числе и музеям-усадьбам. Ровно три года, с 1941 по 1944, находился во власти оккупантов дом-музей А.С. Пушкина в Михайловском. В октябре 1941 года враги оккупировали Ясную Поляну, освободить которую советские воины смогли 14 декабря 1941 года. Имение Н.К. Рериха в Изваре было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками. В Храме Святого Духа в Талашкино держали зерно и удобрения. Росписи Рериха не сохранились.
В целях защиты от разрушений памятников культуры еще до Великой Отечественной войны в 1935 году представителями 21 государства был подписан международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, названный Пактом Рериха в честь его инициатора. В наши дни актуальность идеи художника Н.К. Рериха по защите памятников и учреждений культуры в военное и в мирное время растет.
Для участников церемонии открытия выставки были продемонстрированы на экране фотографии старинных русских архитектурно-ландшафтных усадебных комплексов, пострадавших во время Великой Отечественной войны, а также фрагмент документального фильма «Время собирать камни» (режиссер – Валерий Шатин, 2007), посвященного Пакту Рериха.
Мероприятие завершилось экскурсией, которую провела Е.С. Кулакова. Выставка Елены Яковлевой «Магнит русских усадеб» будет работать до 10 марта. Приглашаем посетить ее всех желающих.
Кулакова Е.С., руководитель Народного музея семьи Рерихов
библиотеки им. Д.С. Лихачёва, тел.: (3843) 61-02-97