Терапевтические сказки. Интервью с Евгенией Бахуровой (0+)

В современной детской литературе выделено отдельное направление –терапевтические сказки. Без глубокого погружения в определение можно предположить, «терапевтические» – значит «лечат». Но так ли это?
Терапевтические сказки – это истории, которые не поучают и не наставляют. Они помогают читателю вместе с героем прожить сложную, проблемную ситуацию и эмоции, найти ответы на свои вопросы.
Детская библиотека «Вдохновение» решила разобраться в теме подробнее, чтобы понимать, что это такое, чем терапевтические сказки отличаются от других сказок и историй, могут ли родители сами сочинять терапевтические сказки? Вопросов возникло много, за ответами мы обратились к Евгении Бахуровой, писателю-сказкотерапевту, члену Союза детских и юношеских писателей (г. Москва).
Надежда Сосновская: Чем терапевтическая сказка отличается от обычной? Какое их предназначение?
Евгения Бахурова: Предназначение терапевтической сказки заложено в ее названии: это сказки лечебные, помогающие родителям и педагогам (и самим ребятам) в преодолении вредных привычек, страхов, неприятных моментов поведения.
Н.С.: Какое направление чаще выбирают писатели для «терапии», что актуальнее для детей?
Е.Б.: Я провожу много встреч с детьми и общаюсь после них с родителями и педагогами – собираю мнения. И по личному опыту могу сказать, что самый востребованный момент – это работа со страхами. Страхи бывают очень разные, и часто я вижу связь возраста ребенка с видами страхов.
Н.С.: Терапевтическая сказка – это понятие новое, современное или новый только термин, а сказки такого рода были всегда?
Е.Б.: Подобные сказки существовали всегда. И это правильно. Ведь кто, как ни значимый взрослый, читающий ребенку волшебную книгу, может помочь ему в преодолении подобных моментов поведения? В терапевтической истории сходятся воедино сразу несколько моментов: стимулируется интерес к чтению, возникает совместное времяпрепровождение ребенка и взрослого, и вдобавок решаются психологические моменты, идет работа над контролем эмоций.
Н.С.: Есть ли подтверждение, что такие сказки выполняют свою задачу?
Е.Б.: Конечно. Иначе бы я не работала в этом направлении уже более 5 лет. Приходят добрые приятные отклики как от родителей и детей, так и от специалистов, для которых я читаю лекции, как правильно заниматься по терапевтическим историям. Такая обратная связь очень согревает.
Н.С.: Часто авторами терапевтических сказок являются психологи. Может ли сочинить такую сказку человек без психологического образования? Насколько она будет обладать тем самым эффектом или можно что-то напутать в тексте?
Е.Б.: Наличие специального образования должно быть всегда. Иначе получится какая-то любительская литература. Я против любительского подхода. К примеру, разве человек без профильного образования сможет спроектировать красивое и в первую очередь безопасное здание? А здесь дети и большая ответственность. Но! Если мама хочет сочинить историю и рассказать ее своему малышу перед сном – то, конечно, нужно сочинять!
Н.С.: Обладают ли «терапевтическим чутьем» мамы? Любая мама может сочинить такую сказку?
Е.Б.: Не думаю, что каждая. Но пробовать всегда можно и нужно! Особенно, если есть желание и личный запрос.
Н.С.: Терапевтическая сказка – это направление исключительно детское или для взрослых тоже есть такое направление?
Е.Б.: Я работаю только с детским направлением. Но общие рекомендации и моменты в проработке страхов, контроля чувств и эмоций могут быть аккуратно применимы и для «детей» постарше. Помним про внутреннего ребенка внутри каждого из нас.
Н.С.: Можно ли сказать, что современная литература для детей и подростков в большинстве своем терапевтическая, и нет смысла выделять этот жанр (направление) отдельно?
Е.Б.: Не сказала бы. Тогда бы не выделяли авторов, создающих именно произведения терапевтического характера. Есть авторы, специализирующиеся на детективах, есть писатели, работающие в жанре фэнтези. Терапия – это совсем другое.
Н.С.: Можете ли вы дать несколько советов для мам, которые хотят сочинить для своего ребенка терапевтическую сказку? Как это сделать, если есть какой-то «больной» вопрос и мама хочет попробовать метод сказки?
Е.Б.: Сначала определите проблему, которую вы бы хотели решить. Например, ребенок чего-то боится – значит, сказка будет направлена на борьбу с этим страхом. Затем выберите главного героя. Им может стать любимая игрушка вашего малыша: плюшевый мишка, зайчик, кукла. Придумайте сюжет так, чтобы сказка получилась не очень затянутой (ориентируйтесь на возраст). И приправьте историю динамикой и приключениями! Такие сказки любят все дети. И пусть у вас все получится!
Сосновская Н.С., главный библиотекарь детской библиотеки «Вдохновение», член Союза журналистов РФ, тел.: (3843) 61-17-27
Фото предоставила Бахурова Е.