Библиотека — гарант цивилизованности общества

Библиотечный портал Кемеровской области

Акция «В школу с улыбкой!» (0+)

Поздравить, поддержать и подбодрить школьников решила детская библиотека «Вдохновение». Первого сентября библиотекари организовали на абонементе акцию «В школу с улыбкой!». Поводом послужило грустное настроение ребят, которые приходили в библиотеку в последние летние дни. Одни жаловались, что не успели отдохнуть, другие – что не хватило теплых дней. В первый день осени погода не порадовала – зато порадовали библиотекари! Каждый школьник, пришедший сдать или взять книги, получил в подарок красивую открытку с добрыми пожеланиями. Обязательным условием было – сделать фото на память. Для этого в библиотеке оформили праздничную фотозону и выставку книг о школе. Улыбки на лицах посетителей возникали сами собой.
В День знаний дети и родители, особенно, если речь о первоклассниках, испытывают стресс. Сотрудники библиотеки «Вдохновение» обратились за комментарием к психологу Юлии Беловой, чтобы разобраться в сентябрьских тревогах детей и в том, как родители могут помочь своим детям справиться со страхами и настроиться на позитив.
Юлия Белова, психолог: Для первоклассника – это огромный шаг. Он впервые входит в новый мир: новые взрослые, правила, ответственность. Для него это как «смена планеты». Привычный детсадовский космос закончился, и он учится быть школьником. Здесь много тревог: «А примут ли меня? А справлюсь ли я? А что будет, если у меня не получится?».
Для ребенка, который уже учится, переход в новый учебный год тоже стресс, но он меньше по масштабу. Здесь больше вопросов не про выживание, а про компетентность: «Справлюсь ли я с новым материалом? Смогу ли быть успешным, как в прошлом году?».
Надежда Сосновская, библиотекарь: Если подытожить, что проживает ребенок-первоклассник и ребенок, который отправляется в последующие классы?
Ю.Б.: Первокласснику тревожно от неизвестности, он испытывает потребность в поддержке и «безопасной базе» в лице родителей, страх быть «не таким» или не справиться. Ученик 2–3 класса и старше испытывает страх повышения нагрузки, сравнения себя с другими, его может беспокоить тревога ожиданий: от учителей, родителей, одноклассников.
Н.С.: Как родители могут помочь?
Ю.Б.: 1. Будьте «тихой гаванью». Ребенок должен знать, что дома его любят не за оценки, а просто так. Скажите: «Я тебя люблю, независимо от того, с какой отметкой ты придешь».
2.Назовите чувства. Если ребенок волнуется, не обесценивайте его чувства, не стоит говорить, что он переживает из-за ерунды. Напротив, озвучьте, что это нормально, поддержите его. Так тревога снижается.
3. Моделируйте позитив. Делитесь опытом: «Я тоже когда-то боялась/боялся первого класса, но потом у меня появились друзья и любимые предметы».
4. Ритуалы безопасности. Маленький амулет, совместный завтрак, поцелуй в ладошку – любой простой ритуал дает ощущение стабильности.
5. Фокус на процессе, а не на результате. Хвалите ребенка за старание, шаги и любопытство, а не только за оценки.
Главное послание родителям: школа – это не только знания, это еще и опыт отношений. Если ребенок чувствует: «Меня видят, меня поддержат, мне можно ошибаться», – он быстрее адаптируется и легче учится.
Родители – это «стоп-кран» тревоги ребенка. Если вы спокойны и настроены позитивно, вашему ребенку тоже легче дышать и идти в школу с интересом.

Сосновская Н.С., главный библиотекарь детской библиотеки «Вдохновение», член Союза журналистов России, тел.: (3843) 61-17-27
Фото автора.