Театральная жизнь Кузнецка конца ХIX – начала ХХ века (6+)

Еще в середине XIX века в Кузнецке, в уездном училище появились первые театральные постановки, в которых под руководством штатного смотрителя училища Николая Ивановича Ананьина участвовали педагоги и учащиеся. В 1860–1880 гг. в Кузнецке обосновались ссыльные поляки, оказавшие большое влияние на общественную жизнь и повседневную культуру города – ставили сцены из спектаклей, появился домашний театр.
В 1886 году в Кузнецке при Общественном собрании образовался кружок любителей драматического искусства. Туда входили представители интеллигенции, учителя училища, чиновники и их жены, – все они активно участвовали в театральных постановках. Показы спектаклей проходили в помещении Общественного собрания – на втором этаже каменного дома купца Шукшина, располагавшегося на Базарной площади (ныне – Советская площадь). Здание до сегодняшних дней не сохранилось. Зал вмещал около 100 человек, имелась сцена. Разрешение на проведение спектаклей выдавали томский губернатор и окружной исправник Кузнецка. Здесь собиралась вся элита Кузнецка – все, кто хотел прикоснуться к великому искусству. Ставили произведения Островского, Гоголя, Пушкина и других авторов.
В постановках того периода активное участие принимал Валентин Фёдорович Булгаков, последний секретарь Льва Николаевича Толстого. Родился он в Кузнецке в 1886 г., учился в Томской гимназии, приезжал домой на каникулы. Он организовал домашний театр и участвовал в постановке «Доходного места» Александра Островского (1903 год). О том событии остались газетные публикации, фотографии из личного архива Валентина Фёдоровича, исполнявшего в спектакле роль Жадова. О домашнем театре писал и его младший брат Вениамин, также принимавший участие в кружке любителей театрального искусства. Его воспоминания «Театр на сеновале» – уникальный документ о театральной жизни того времени.
Постановки и показы пьес у кузнецких театралов носили благотворительный характер. Небольшая часть вырученных средств шла на погашение аренды помещений, оплату реквизита. Львиная же доля направлялась на благотворительные цели. Так, именно кружок любителей театрального искусства инициировал постройку в Кузнецке Народного дома. Средства направлялись и на другие дела, такие как организация высших женских курсов или устройство общественной библиотеки.
В 1906 году для театральных постановок и других культурных мероприятий в Кузнецке был построен Народный дом им. А.С. Пушкина – деревянное здание с оборудованной сценой, отдельными помещениями для декораций и бутафорских принадлежностей, гримерками, фойе, помещением для чайной и зрительным залом на 300 мест. Показы спектаклей теперь проходили в и Народном доме, и в Общественном собрании.
В 1907 году кружок любителей драматического искусства был организационно оформлен в общество. Туда вошла вся интеллигенция города, была избрана редакционная комиссия, составлен устав, который после некоторых канцелярских проволочек был утвержден начальником губернии в 1908 году. Деньги от спектаклей по-прежнему шли на благотворительность.
С приходом советского времени постановки в Народном доме стали проходить более регулярно. Первый спектакль после бурных событий декабря 1919 года был поставлен походным театром 312 полка Красной Армии 27-го декабря в 9 часов в Народном доме. Вход был свободный. А в 1920 году в Кузнецке появляется профессиональный режиссер. Это был артист походных театров Иван Дмитриевич Яров. В будущем он станет заслуженным артистом Украинской ССР. А тогда он только начинал режиссерскую деятельность, собирая костяк коллектива будущего драматического театра, тех, кто был готов в годы разрухи, при нехватке продовольствия, в холоде (а Народный дом почти не отапливался) пожертвовать многим для создания творческой среды в городе. В 1921 году от динамо-машины винного завода в Народный дом впервые был проведен электрический свет.
Один из самых заметных деятелей театрального движения нашего региона в начале прошлого века – Константин Александрович Воронин. Родом он был из творческой, театральной семьи. Отец его занимался постановками пьес, и Константин Воронин, будучи еще молодым человеком, в 1912 году в Москве посещал театральные курсы Адашева. Это была та база, которая позволила ему не только стать заметным участником кузнецкой театральной жизни, и осенью 1921 года самому возглавить городской театральный кружок. Коллектив в это время старается ставить пьесы Островского и уже берется за сложную классическую пьесу – «Ревизора» Н.В. Гоголя (1923 год). Интересно, что в этой пьесе было задействовано 35 человек. Сложностью, помимо самой драматургии, было обеспечить всех реквизитом, соответствующим началу XIX века. В Кузнецке нашлись и цилиндры, и сюртуки, и фраки. Пьеса стала знаковым культурным событием не только в жизни театральной труппы, но и всего Кузнецка.
При следующем режиссере – Троицком, прибывшем в город из Томска, были поставлены пьесы А.Н. Островского («Волки и овцы», «Лес», «Бешеные деньги»), Г. Ибсена («Привидения») и несколько оперетт.
Осенью 1923 года руководителем драмколлектива стал Н.В. Ставрогин. Под его руководством были подготовлены пьесы К. Гольдони «Слуга двух господ», Ж.-Б. Мольера «Тартюф» и инсценировка «Овода» Э.Л. Войнич.
В числе режиссеров того времени был и Петров-Нелюбин. При нем театр становится уже полупрофессиональным. Актеры получали плату за участие в спектаклях. Новый режиссер кропотливо подходил к постановкам, ориентируясь на лучшие образцы русского сценического искусства. В 1924 году в Кузнецке впервые была поставлена пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня».
Это дало свои плоды. И если говорить о середине и второй половине 1920-х годов, когда во главе кузнецкого коллектива становится Славин и другие деятели (Ярославцев, Соболев), театр начинает играть заметную роль в жизни города.
В 1925 году при театре появляется эстрадно-молодежный формат – молодежный театр «Рупор», который вскоре преобразовался в «Синюю блузу». Это был традиционный для того времени советский агитационный эстрадный театр, с его интересом к различным проблемам: от общеполитических и международных до бытовых – новое революционное массовое искусство. Зрителю предлагались небольшие мизансцены с элементами акробатики, выполнением симметричных движений, декламацией четверостиший или лозунгов. При этом «синеблузники» активно показывали спектакли не только городу, но и селу.
Лучшая характеристика раннего периода театральной жизни города – «профессиональный подход на любительской основе». Зрители, которые могли сравнить профессиональные постановки и кузнецкий театр, отмечали, что уровень игры отдельных артистов, в частности, Елизаветы Цыгановой, достоин высших оценок. Иван Цыганов, брат Елизаветы, позже стал профессиональным актером. В старом Кузнецке Народный дом выполнял роль драматического театра. Фундамент, который заложили кузнецкие театральные деятели, стал основой для дальнейшего развития театрального искусства. Уже 1932–33 гг. в Новокузнецке (Сталинске) появляется профессиональный театр.
Ермаков С.В., артист Новокузнецкого драматического театра,
член Русского географического общества.
Отв.: Ерофеев С.С., начальник отдела проектной деятельности и библиотечных коммуникация МБУ МИБС г. Новокузнецка, член Союза журналистов России, тел.: +7-904-994-28-34
Фото из архива Новокузнецкого краеведческого музея